середа, 8 травня 2019 р.

Без ложного пафоса, но с памятью и уважением

Утром 9 мая в Измаиле традиционно состоится ряд мероприятий, приуроченных ко Дню Победы. В этот день будут возложены цветы к памятнику погибшим морякам-дунайцам, затем праздничная колонна двинется к мемориальному комплексу «Вечный огонь», где состоится митинг. После непродолжительной программы измаильцы возложат цветы к монументу над братской могилой скорбящего солдата.


Сотни людей, по сложившейся традиции, будут подниматься на ступеньки и проходить по братской могиле, в которой покоятся погибшие герои Второй мировой войны… Насколько это этично?.. По всей видимости, об этом не задумываются в нашем городе. А напрасно, ведь в конечном итоге истинная суть и назначение этого памятного объекта в значительной степени нивелируется.

И, по всей видимости, существует острая необходимость напоминать жителям города, и в особенности руководству, что на пересечении двух проспектов, непосредственно на площади Победы, расположена реальная братская могила, в которой захоронены останки 68 воинов, во всяком случае, такая информация содержится в Книге захоронений, подписанной 12 марта 1992 года измаильским горвоенкомом полковником Григорьевым и председателем исполкома Измаильского городского совета народных депутатов Виктором Николаевым.

Но об этом почему-то забывают, и священное место в дни торжеств топчут тысячи людей, когда несут цветы к подножию Солдата. И хуже того, именно на этом месте, давно лишившемся своей могильной ограды и никаким особенным образом не обозначенном, по вечерам разъезжают юные велосипедисты и роллеры. Конечно, в городе есть люди, которые в силу своих возможностей пытаются прекратить это безобразие, взывая к нарушителям порядка и этических норм, но их воззвания – это, как правило, глас вопиющего в пустыне.

Все это потому, что в Измаиле нет реального принципиального отношения властей к данной ситуации. Кстати, журналисты уже обращались к мэру Измаила Андрею Абрамченко с предложением оградить братскую могилу, чтобы прекратить святотатство. Абрамченко в ответ даже поделился идеей организовать у Вечного огня звуковое оповещение, чтобы каждые полчаса звучала информация о памятном объекте и правилах поведения. С момента разговора прошло, наверное, не меньше пяти лет. Как видим, все осталось на своих местах.



Кстати, даже если бы звуковое оповещение и было установлено (что вряд ли уместно), этим ограничиваться нельзя – могиле необходима ограда. Ведь после того, как в 2000 году во время реконструкции комплекса фигуру Скорбящего солдата развернули в другую сторону (до этого он стоял спиной к Дунаю, с противоположной стороны могилы), площадь с захоронениями оказалась совсем открытой…



А ведь на старых фотографиях отчетливо видно, что первоначально братская могила имела оградку – точно такую же, как до недавних пор была у Свято-Покровского собора. Можно предположить, что был в истории города также период, когда кому-то из первых лиц показалось, что оградка слишком старая и неказистая и портит внешний вид комплекса. И ее снесли…

Как ни прискорбно признавать, но с тех далеких лет, когда только-только отгремели бои, ничего не изменилось в плане отношения к памяти о героях войны. К ней, как тогда, так и сейчас, относятся лицемерно. Да, это грубо звучит, но это правда. Если бы это было не так, то не оказалось бы в нашей стране столько безымянных могил, в том числе в нашем небольшом городе. И не было бы столько ошибок в именах героев на памятных плитах, о чем уже неоднократно сообщалось, но ничего для исправления не предпринято.



Обидно, что проявление уважения к людям, отдавшим жизнь за нашу свобод , сегодня сводится лишь к пафосным речам на площади да к нескольким художественным номерам в заключение. После этого немалая часть пришедших на площадь Победы 9 мая отправляется отведать так называемой солдатской каши и выпить так называемые боевые сто граммов. Реальных участников боевых действий среди них – всего два-три человека… Остальные, которые дожили до сего дня, остаются дома, поскольку здоровье им уже не позволяет выходить куда-либо.

Таким образом получается вот что: реальные живые герои практически в торжествах не участвуют (за исключением того, что накануне соцслужбы принесут им продуктовый пакет и вручат символическую сумму в виде материальной помощи), а прах захороненных в братской могиле топчут тысячи, чтобы возложить цветы к подножию памятника. Но разве церемониально-формальным должно быть отношение к освободителям?..

Многие об этом, скорее всего, не задумывались. Причина – элементарное отсутствие информации о погибших и захороненных людях, да и вообще об истории создания мемориального комплекса «Вечный огонь» (хотя об этом местная пресса рассказывала неоднократно). Для тех, кто не знал, и для тех, кто забыл, мы сегодня еще раз напомним о некоторых фактах.

Как создавался «Вечный огонь» в Измаиле

Начнем с того, что датой начала формирования мемориального комплекса «Вечный огонь» является 1 октября 1950 года. До этого в Измаиле существовали разрозненные солдатские захоронения, которые размещались на Большом (ныне разрушенном) кладбище, на Малом русском кладбище (по ул. Тихой), на берегу Дуная в районе крепости, а также, по словам очевидцев, была небольшая братская могила в районе моста – на пересечении улиц Нахимова и Украинской. 1 октября были перенесены останки воинов из Большого кладбища (14 человек), Малого русского кладбища (30 человек) и подполковника Николая Куликова из крепости.

Следующее перезахоронение производилось летом 1962 года: 17 воинов из братской могилы по ул. Нахимова были перезахоронены на площади Победы.
Последнее перезахоронение проводилось в 1984 году: в братскую могилу перенесли прах солдат с Большого кладбища. А за некоторое время до этого был перезахоронен летчик Платон Семенюк – тоже с Большого кладбища.

В качестве отступления скажем, что перечисленные захоронения – это те, где были погребены солдаты, чьи имена известны. Но ведь в Измаиле были преданы земле и те, кто навсегда остался безымянным. И вот пример:
работая в Измаильском архиве, я как-то наткнулась на один документ 1962 года. В нем говорится о том, что 10 июля того же года было выявлено неизвестное захоронение, на которое наткнулся хозяин дома по ул. Димитрова, 34 во время копки погреба. Из разговора с местными жителями выяснилось, что улица Димитрова начала застраиваться после 1944 года, а до войны этот район пустовал. Оказалось, что местом захоронения этих останков был окоп размером 2 метра на 70 см и глубиной 1 метр. После изучения трагической находки специалисты пришли к выводу, что останки принадлежат четверым военнослужащим советской армии. В трех черепах обнаружены пулевые отверстия, а четвертый оказался целым. По характеру повреждений комиссия пришла к выводу, что военные были расстреляны из пистолета. Останки их сложили в ящик и на следующий день захоронили на Большом кладбище. Кем были погибшие, мы, скорее всего, уже никогда не узнаем. Как и не узнаем того, где теперь покоится их прах. После разрушения кладбища это стало совершенно нереальным.

Навсегда неизвестными останутся и те восемь воинов, чей прах покоится под могильными плитами с надписью «Неизвестному солдату» на Малом русском кладбище.


Но вернемся к мемориалу. Фигура скорбящего солдата здесь была установлена в 1952 году. Однако, наверное, мало кто сегодня знает, что на могиле должен был быть совсем другой монумент – 15-метровый обелиск, увенчанный бронзовой звездой в венке. Автором его являлся архитектор Андреев. Собственно, и сама братская могила изначально планировалась в совершенно другом месте – перед Свято-Покровским собором со стороны ул. Покровской, на одной оси с памятником А.Суворову.

Важный момент в истории мемориального комплекса – установка на нем факела символического вечного огня. Инициатором этой акции был первый секретарь горкома партии Алексей Гурский. Зажжен был огонь памяти 26 августа 1969 года – к 25-летию освобождения Измаильщины.

В настоящее время комплекс включает в себя три отдельных списка с фамилиями погибших. Самый большой (более 500 фамилий) – это измаильцы, павшие на фронтах Второй мировой войны. Плита слева содержит два списка:
- тот, что расположен у огня, – перечень, захороненных в братской могиле воинов,
- и другой (со стороны университета) – это погибшие при обороне или освобождении Измаила, чьи места захоронения не установлены. К огромному стыду, в списках этих до сих пор имеются десятки ошибок и неточностей.

В то же время хочется отметить очень важный момент: Измаил – один из немногих городов Украины, где факел вечного огня не гаснет, несмотря на подорожание энергоносителей.

Несколько слов стоит сказать отдельно о захороненных в братской могиле.
Судя по имеющимся данным, это воины, которые в подавляющем большинстве скончались от ран в госпитале – большинство в 1944 году, но есть также павшие в 1941 году и даже в 1945. Что касается возраста, то самым младшим было по 19 лет, а старшим – более 50. Кстати, в братской могиле захоронены и три женщины: медсестра Мария Азарова, 1923 г. – 29 ноября 1944 г.; лейтенант Мария Федосеевна Коломбаева, 1921 г. – 9 ноября 1944 г. и санитарка Валентина Петровна Пойденко, умершая от ран 25 сентября 1944 года.

Призваны бойцы были из Киевской, Херсонской, Одесской, Николаевской, Саратовской, Ульяновской, Московской, Пермской, Свердловской областей и Красноярского края. На тот момент это были защитники единой страны, и так получилось, что свой вечный покой эти воины обрели на измаильской земле, которую они защищали и освобождали.

Давайте будем помнить о том, что на главной площади Измаила покоятся герои, которым не суждено было вернуться в родной дом, к своим друзьям и любимым. И у них остались родственники, которые их искали и ищут до сих пор. Во всяком случае, к нам поступали такие обращения с просьбами помочь в поиске.

Не нужно показного пафоса в праздничный день – пусть он будет искренним
днем признания и благодарности рядовым и офицерам, выковавшим для нас Победу.

Алиса Морозова, Бессарабія.UA 08.05.19

* * *

Памятник павшим воинам и братская могила находятся в самом сердце Измаила. Здесь проходят наиболее торжественные городские мероприятия, сюда приходят молодые пары в день бракосочетания... Но, к великому сожалению, измаильцам немногое известно об этом значимом объекте. Не обладают должной информацией о нем и те структуры, кому по долгу службы это положено знать.

В частности, в городском военкомате не только не смогли дать никаких данных по воинскому захоронению, но еще и возмутились, почему именно к ним обращаются с подобным вопросом. 

Немалую помощь в подготовке данной публикации оказало КП "Измаильский архив". Вся документация предоставлена именно этим предприятием.

До 1950 года в Измаиле существовало множество разрозненных солдатских захоронений, за которыми заботливо ухаживали жители города. Об этом свидетельствует, к примеру, решение исполкома №401   от 29 июня 1945 года о необходимости привести в порядок воинские захоронения (см. фото).

В 1946 году вышло Постановление СНК СССР № 405-165 от 18.02.1946 "О благоустройстве могил воинов Красной Армии и партизан, погибших в боях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и надзоре за их состоянием". Выполняя это постановление, местные администрации в 1948-1952 годах произвели перенос могил, их укрупнение и создание братских могил в больших населенных пунктах и райцентрах. Что касается Измаила, то перезахоронение было произведено 1 октября 1950 года. Об этом свидетельствует решение исполкома №858 от 30 сентября 1950 года "О перезахоронении и сооружении памятника павшим воинам, погибшим в период Великой Отечественной войны". Согласно этому решению необходимо было перезахоронить останки воинов, покоящихся в разных местах и на кладбищах города, в одну братскую могилу на Центральной площади города Измаил. На братской могиле надлежало соорудить памятник по проекту архитектора Андреева. Местом для захоронения был определен участок при пересечении улицы Комсомольской и проспекта Суворова, в южной части сквера возле Покровского собора, на одной оси с памятником А.Суворову. Данное место, по мнению главного архитектора г. Измаила Б. Ткаченко, было наиболее выгодным и давало возможность подхода и обозрения объекта со всех сторон. Расположение памятника на этом месте было предусмотрено и Генеральным планом реконструкции г. Измаила, утвержденным решением бюро обкома КП(У), облисполкома и управлением по делам архитектуры при Совете Министров УССР.

Как видим, к знаменательному событию в истории города готовились основательно. И потому неясным остается, почему же за сутки все изменилось, и не осталось никаких документов о причине перемены места захоронения. Ведь еще 30 сентября братскую могилу собирались сооружать возле Покровского собора, а уже утром следующего дня захоронение было произведено на проспекте Суворова, где оно и находится поныне. Что повлияло на принятие этого решения - остается загадкой. 

Еще одно странное обстоятельство.  К решению исполкома прилагался список воинов, подлежащих перезахоронению. В перечне упоминались имена 45 человек. А при этом отдается распоряжение на изготовление 44 (?) гробов. Непонятным образом в списке оказались двое воинов (матрос С.Ф.Бурдяченко и рядовой В.Н.Шпаков), которые годы спустя стали числиться в списках солдат, погибших на территории Измаила, чье место захоронения не установлено. 

Не сохранилось в архивных документах информации и о том, почему так и не был создан памятник на братской могиле по проекту архитектора Андреева. В итоге он был заменен обычной скульптурой серийного выпуска. Возможно, причиной послужила высокая стоимость авторского памятника. По проекту, он представлял собой обелиск высотой около 15 м, поставленный на холме и увенчанный бронзовой звездой в венке. На лицевой стороне размещена мемориальная доска, также обвитая бронзовым венком. Материал постамента - естественный  камень.

В траурном митинге 1 октября приняли участие трудящиеся города. С надгробной речью выступили секретарь Измаильского горкома КП(б)У Малик, участники боев за освобождение Измаила Загребин и Грибков. В завершение митинга опустились знамена, под звуки траурного марша опущены гробы с останками погибших воинов. Под залпы ружейного салюта засыпана могила, на которой установлена мемориальная доска с надписью: "Здесь будет сооружен памятник воинам Советской Армии, погибшим при освобождении г. Измаила". Под постаментом замуровано решение исполкома Измаильского горсовета об установлении памятника и список перезахороненных воинов.

Снежана Стрепетова

Чому сепарська влада Ізмаїла не любить пам'ятник архітектури Мечеть і називає її "Діорамою"

В Ізмаїлі розташована колишня османська мечеть — пам'ятник містобудування та архітектури XVI століття національного значення. Втім сепар...